Существует один критически важный принцип, без которого вряд ли можно сохранять осознанность при попытке практиковать учения Теуна в быту. Это принцип зеркала и отражений.
Вот что примечательное сказано о нём у Мареза.
О сути принципа:
О отстранённости, которая может быть достигнута при помощи принципа:Следует понимать, что для отдельного человека все люди, живые существа и мир в целом просто отражают то, что этот человек непременно должен узнать о самом себе. Это — непреложный всеобщий закон, и ни один из нас не может его избежать или не принимать во внимание — невозможно поднести к зеркалу розу и увидеть в нем отражение тюльпана. Таким образом, если окружающие проявляют по отношению к человеку жестокость, это происходит потому, что сам человек должен заметить жестокость в себе. Если в окружающих отражается нечестность, то, сходным образом, человеку следует задуматься о том, как и в каких случаях он сам допускает непорядочность. С другой стороны, если человек видит вокруг красоту и гармонию, он вправе ожидать, что сам проявляет красоту и гармонию в соответствующих сферах жизни, и может справедливо отдать себе должное.
Один из конкретных приёмов:Но невозможно достичь состояния отстраненности в полном смысле этого слова, если мы не будем смотреть на людей, с которыми общаемся, как на зеркала, в которых видим своё собственное отражение. Очень важно помнить о том, что мы не можем воспринимать что-либо, чего нет в нашей собственной системе отсчета. Следовательно, когда мы воспринимаем что-либо в другой личности, мы должны признавать факт, что можем воспринимать это только потому, что сами обладаем тем, что воспринимаем в другом человеке. Именно это подразумевается под использованием других людей в качестве собственных зеркал. Когда мы это делаем, то не только приобретаем объективность, но мы также можем сохранять контроль над своими эмоциями. Как нам давно известно, разглядеть добродетели и пороки в других людях намного проще, чем в самом себе. Более того, когда мы знаем, что свойство, проявляющееся в действии другой личности, – это лишь отражение нашего собственного качества, тогда, каким бы неприятным ни было это действие, не так легко показывать пальцем и возмущаться.
О необходимости видеть не только негативное, но и позитивное, чтобы адекватно оценить себя:Таким образом, вместо того, чтобы выходить из себя и потому занимать оборонительную позицию, нам нужно как следует вглядеться в зеркало, чтобы попытаться понять своё собственное поведение. Именно это называлось ранее в книге «сознавать состояние другого человека». Итак, зададим себе вопрос: «Что именно /в нём/ заставляет его поступать таким образом?», «Что именно /в ней/ заставляет её говорить это?». Иными словами, если в жизни что-то не ладится /собственно вспомните, что по этой причине вы и читаете эту книгу/, следует хорошенько присмотреться к людям вокруг себя, чтобы постараться выявить что за эмоции, чувства, мысли, страхи, сомнения, тревоги, поведение и прочее в тебе – являются источником того, почему ты что-то делаешь неправильно!
О необходимости достигать наиболее тонкого понимания отражения, на какое только способны [в квадратных скобках мои примечания]:Брат бена – блестящий ученый, но поскольку у самого бена никогда не было особых успехов в науке, то он вырос в тени брата. Это совсем не беспокоило бена, так как он в известном смысле гордился своим братом и часто восхищался его научными достижениями. Брат бена продолжал набирать силу в науке и со временем стал выдающимся физиком-исследователем. Бен же, напротив, учился в ремесленном училище, и, получив профессию слесаря и токаря, начал работать по этой специальности в крупной инженерной фирме. Тем не менее, он очень скоро стал отличным специалистом в своей области. Обратив внимание на его незаурядные способности, руководитель бена посоветовал ему повысить квалификацию. Бен последовал его совету, и через пять лет занял должность ведущего конструктора в научно-исследовательском отделе фирмы. Оба брата стали выдающимися специалистами в научно-исследовательской работе. Бен – в технике, его брат – в физике. Братья по-разному проявили талант, который был в них обоих, но конечный результат один и тот же.
О масштабировании принципа на всё общество:Следует помнить о том, что к зеркалам нельзя относиться поверхностно — нужно вглядываться в саму суть. При использовании других людей в качестве зеркал мы не должны попадать в ловушку внимательности исключительно к буквальному содержанию действий окружающих. Следует искать скрытые мотивы, или основополагающие причины. Иногда к нам можно применить и внешнее значение действий окружающих, однако, в большинстве случаев с нами связаны именно причины их поступков. Столкнувшись с воровством, пожалуй, вы скажете, что вы – не обычный вор, и, наверное, будете правы. Но в таком случае, может быть, вы – необычный вор? Каким образом крадете вы? И у кого? Возможно, вы крадете рабочее время, занимаясь на работе личными делами? Или крадете канцелярские принадлежности? Или же вы обкрадываете людей другими, более изысканными способами?
Необходимо осознать, что формы отражаемых качеств могут оказаться невероятно утонченными, почти неясными, и всё же человек должен понимать, что зеркала никогда не отражают того, чего вообще нет [вообще нет в одном из участников или в обоих?]. Имея дело с патологическим лжецом, человек просто обязан разобраться в том, как именно лжёт он сам, — если он хорошо поищет ложь в себе, то непременно её найдет. Например, тонкая форма лжи может заключаться в том, что человек с такими усилиями поддерживает свой общественный образ, что начинает компрометировать самого себя, то есть лишается честности перед собой; в этом случае он в буквальном смысле слова начинает жить ложью, что еще хуже, чем просто лгать на словах.
О тренировки разумности при помощи зеркал:В тех случаях, когда человек заглядывает в зеркало мира в целом и видит в нем насилие, причина этого заключается в том, что всему обществу или целому народу необходимо объединенными усилиями задуматься о насилии в самих себе.
О связи зеркал с не-деланием и разный подход в зависимости от того, какого времени (прошлого, настоящего или будущего) твоей жизни это зеркало [в квадратных скобках мои примечания]:Когда ученик сталкивается с таким испытанием, которое, как ему без тени сомнений известно, не может его ни чему научить, он понимает, что само испытание кроется не в битве, а в развитии умения различать. Пусть, к примеру, человек пытается выкопать камень в своем саду, но, как глубоко он ни копает, с какой силой ни налегает на рычаг, камень не трогается с места. Если в данном случае человек совершенно уверен в том, что хотя он действительно был упрямым прежде, но уже на все сто процентов превратил это упрямство в преимущество, то он может не сомневаться в том, что очередное испытание, представшее перед ним в облике этого непреклонного камня, заключается в развитии умения различать. Быть может, есть некая незамеченная человеком причина, по которой этот камень не следует сдвигать с места. Не исключено, что в жизни человека существует что-то такое, что тоже ни в коем случае нельзя изменять, и камень просто символизирует это. Так или иначе, всё сводится к способности принимать решения на основе умения различать, а это не означает необходимость вступать в битву в полном смысле слова. Таким образом, штурм камня всеми доступными средствами оказался бы полной тратой времени и личной силы.
О нравственном аспекте:Таким образом, признаком того, предстоит ли человеку битва или это просто упражнение по развитию умения различать, становится ответ на простой вопрос: «что отражается в этом зеркале?». Если это устаревшее зеркало, то предстоит развивать умение различать [при помощи трезвости]. Если это зеркало отражает текущее поведение, нужно готовиться к битве [каждая битва - упражнение в не-делании]. Если в нём отражается потенциальное поведение в будущем, это только предупреждение о грядущем сражении [которое необходимо почувствовать].
ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРИНЦИПА:Пытаясь найти свою ценность, ты автоматически пытаешься найти ценность в окружающих, поскольку они являются твоими зеркалами! Но в попытках найти свою ценность, ты также не захочешь брать всю брехню, которую люди пытаются предложить тебе с точки зрения бытия зеркалами! И ты начнешь пинать их по задницам, не потому что ты мстишь, а потому что хочешь достать то ценное, что есть в них и в тебе!
Возможно, у кого-то будут мысли относительно каких-либо приёмов, которыми можно применять или проверять этот принцип? Меня вот давно интересует такой вопрос: если я вижу что-то в человеке, то это результат нашей со-настройки, и означает ли это, что качество, которое собралось в моём восприятии этого человека не только есть во мне, но и есть в нём, иначе бы физическая со-настройка не произошла? (это подтверждает пассаж про масштабируемость принципа на общество в целом). Возможно, у кого-то ещё есть интересные мысли по поводу этого принципа или ссылки на какие-либо статьи, где этот принцип раскрывается дополнительно.Чтобы полностью понять принцип сопротивления, приведём несколько простых примеров. Прежде всего, рассмотрим человека, которого легко запугать словами или действиями. Обычно те люди, которых легко запугать, быстро ощущают потребность самозащиты и становятся либо очень говорливыми, пытаясь словесно оправдать свои действия, либо довольно агрессивными вплоть до стремления физически расправиться с тем человеком, от которого исходит ощущаемая ими угроза. В данный момент важнее всего осознать, что основой обоих стилей поведения непременно оказывается ощущение опасности. Когда такой тревожащийся о своей безопасности человек — скажем, Джон — общается с другим человеком — назовем его Питером, — испытываемое Джоном ощущение угрозы будет отражено, поглощено или частично пропущено Питером в соответствии с уровнем восприятия самого Питера. Если Питер также в той или иной мере не уверен в собственной безопасности, он отразит чувство угрозы Джона, то есть начнет вести себя по отношению к Джону таким образом, что немедленно примется оправдывать свои действия или — в ином случае — станет агрессивным. Однако в обоих случаях Джон начнёт злиться: либо его будут раздражать оправдания Питера, либо он почувствует, что Питер перекладывает вину на него самого; это произойдет и в том случае, если Питер станет агрессивным безо всякой видимой причины. Так или иначе, и Джон, и Питер будут просто отражать восприятие друг друга — разумеется, именно в этом и заключается принцип зеркал.
Однако если Питер окажется из той породы людей, которые всегда правы, он незамедлительно попытается доказать свое превосходство над Джоном — словесно, физически или обоими способами. В зависимости от того, насколько убедительным окажется Питер в своей напористости, Джон либо рассердится, либо ощутит еще большую угрозу; в последнем случае он, скорее всего, просто ускользнет прочь, как наказанное животное. Очевидно, что в этом случае Питер будет частично пропускать восприятие Джона.
С другой стороны, если Питер не настолько твёрд в своем взгляде на мир и обладает более текучим уровнем восприятия, он не станет стремительно откликаться на общение с Джоном и вместо этого тщательно оценит их общение в категориях собственных знаний. В этом случае питер начнёт поглощать восприятие Джона, чтобы полностью впитать и усвоить его в соответствии со своим уровнем восприятия.
Ещё интересно, не встречал ли кто подобного в других психологических школах (ну, в эзотерике-то я его видел современной, но там непонятно откуда он стащен) или классических учениях, которые озаботились его практичными объяснениями? Насколько я понимаю, для упрощения своего объяснения Марез часто затрагивал термины юнгианской психологии, гештальт-психологии и т.д. (что не очень очевидно для русскоязычного читателя).