«И тогда, предоставив сну
продолжать все то, что и было сном,
я раскрыл наугад одну
из старинных книг, иностранный том.
Не вникая - какой тут прок,
что за том в руках и о чем глава,
взял я первые буквы строк
и, сложивши их, получил слова.
Был в словах заключен приказ,
я тебе его пропою сейчас:
"Find yourself in a looking-glass,
in a looking-glass, in a looking-glass»
(с) Михаил Щербаков - В белой мгле…
Зачем это нужно
По существу, использование любых техник осознанного самосовершенствования предполагает, что ученик должен не только ВСЁ ВРЕМЯ быть предельно БДИТЕЛЬНЫМ, но и внимательно следить за своими эмоциональными откликами. Эта постоянная бдительность вырабатывает у него ощущение отстранённости, которое обеспечивает его необходимым «пространством» для того, чтобы он мог быть полностью объективным. Но невозможно достичь состояния отстраненности в полном смысле этого слова, если мы не будем смотреть на людей, с которыми общаемся, как на зеркала, в которых видим своё собственное отражение. Очень важно помнить о том, что мы не можем воспринимать что-либо, чего нет в нашей собственной системе отсчета. Следовательно, когда мы воспринимаем что-либо в другой личности, мы должны признавать факт, что можем воспринимать это только потому, что сами обладаем тем, что воспринимаем в другом человеке. Именно это подразумевается под использованием других людей в качестве собственных зеркал. Когда мы это делаем, то не только приобретаем объективность, но мы также можем сохранять контроль над своими эмоциями. Как нам давно известно, разглядеть добродетели и пороки в других людях намного проще, чем в самом себе. Более того, когда мы знаем, что свойство, проявляющееся в действии другой личности, – это лишь отражение нашего собственного качества, тогда, каким бы неприятным ни было это действие, не так легко показывать пальцем и возмущаться. Одна из труднейших вещей, когда речь идёт о людях, которых мы находим «сложными», — это признать, что эти люди показывают нам что-то, на что мы не хотим смотреть. Они по сути бросают вызов нашему образу себя, и нам это не нравится — нам наступают на больные мозоли. Кроме того, совсем не трудно предвидеть действия человека или его реакции, если для этого в качестве модели мы используем свое собственное поведение. Когда мы смотрим на людей как на собственные зеркала, все они становятся для нас «открытыми книгами». Нам надо только заглянуть в себя и найти там все ответы.
Суть принципа
Следует понимать, что для отдельного человека все люди, живые существа и мир в целом просто отражают то, что этот человек непременно должен узнать о самом себе. Это — непреложный всеобщий закон, и ни один из нас не может его избежать или не принимать во внимание — невозможно поднести к зеркалу розу и увидеть в нем отражение тюльпана. Таким образом, если окружающие проявляют по отношению к человеку жестокость, это происходит потому, что сам человек должен заметить жестокость в себе. Если в окружающих отражается нечестность, то, сходным образом, человеку следует задуматься о том, как и в каких случаях он сам допускает непорядочность. С другой стороны, если человек видит вокруг красоту и гармонию, он вправе ожидать, что сам проявляет красоту и гармонию в соответствующих сферах жизни, и может справедливо отдать себе должное. В тех случаях, когда человек заглядывает в зеркало мира в целом и видит в нем насилие, причина этого заключается в том, что всему обществу или целому народу необходимо объединенными усилиями задуматься о насилии в самих себе. И хотя люди настолько поглощены игрой в обвинения, что не желают распознать этот самый основополагающий из всех всеобщих законов, справедливым остается тот факт, что зеркала никогда не лгут. Поэтому, если мы встречаем догматичную личность, нам нужно взглянуть на свою жизнь так, чтобы увидеть, в каких случаях мы сами ведем себя как догматики. Точно так же, если мы встречаем человека, который кажется нам очень добродушным, тогда нам нужно увидеть, что мы также обладаем этим качеством. Люди даже не подозревают о существовании зеркал, так как обычно разговаривают лишь с приятными зеркалами - теми, что отражают только их привлекательные стороны. "Ах! Какая очаровательная девочка! Она так похожа на меня в юности: этот чудесный румянец, прекрасные волосы и обворожительная улыбка"; "Смотри, какой противный ребенок! Когда ты не в духе, выглядишь точно так же. Господи, какой злобный у него взгляд! Почему бы вам не научить своего отпрыска хорошим манерам?"
Принцип зеркал относится не только к поведению, но и к нашим поступкам. Поэтому если ты воруешь на работе канцелярские принадлежности или «решишь», что никто не заметит, если ты задержишься на обеде несколько подольше, то не стоит возмущаться, когда один из твоих детей тайком вытащит мелочь из твоего кошелька, а проходящий мимо бродяга «решит», что ты не заметишь пропажи парочки предметов с верёвки для сушки белья. Что посеешь, то и пожнёшь, зеркала имеют склонность отражать всё без разбору. Впрочем, дело не в том, что люди обвиняют друг друга. Проблема в том факте, что они никогда не осознают, что все окружающие – просто наши зеркала. Уловили картину? Представь, что ты бреешься перед зеркалом в ванной и всё это время злобно ворчишь о своей упрямой жене, упрямых детях, собаке и начальнике. Но тот человек в зеркале, с которым ты беседуешь, – ты!
Самой главной особенностью этого принципа зеркал является то, что без какого-либо зеркала мы просто не в состоянии увидеть собственное внутреннее «я», оценить своё поведение. Это особенно справедливо в отношении нашей второй внутренней половины. И мужчинам, и женщинам необходимо вступить во взаимоотношения с представителем противоположного пола, так как только это позволяет постигнуть собственного внутреннего двойника, свою половину. Только благодаря изучению окружающих его женщин мужчина придёт к пониманию разницы между мужским и женским полом – и в процессе этого, не только поймёт скрытое женское начало в самом себе, но и начнёт постигать, что значит быть настоящим мужчиной. Понять это в окружении таких же, как ты, несведущих и сбитых по этому же поводу с толку мужчин попросту невозможно. В чисто мужском обществе ты можешь научиться только одному: быстро напиваться, ходить и говорить как настоящий мачо, а также хвастать своими сексуальными подвигами. Короче говоря, у представителей собственного пола можно перенять только ещё больше социальной обусловленности. Но в тот самый миг, когда жена застигает тебя заявившимся домой пьяным, или пытается сдержать смешок при виде твоей «мужественно» раздутой груди, или отворачивается к стенке, так как у неё «болит голова», тебе приходится либо начать играть во взаимные обвинения, либо пуститься в по-настоящему глубокие душевные поиски. Хотя я привёл тут пример, связанный с мужским полом, но то же самое относится и к женскому.
«Зеркала» и взаимоотношения
Несбыточные надежды во взаимоотношениях могут возникать лишь в том случае, когда человек не руководствуется принципом зеркал. Едва мы признаем тот факт, что окружающие отражают наше собственное поведение, все необоснованные ожидания тут же рассеиваются, как туман под ярким солнцем. Например, если я пытаюсь подружиться с новым знакомым в надежде на то, что он будет соответствовать моим представлениям о настоящем друге, этот человек, без сомнений, очень скоро начнёт меня разочаровывать. С другой стороны, если я хочу сдружиться с ним по той причине, что вижу в нем очень хорошее зеркало, мне всегда будет интересно в его обществе, потому что при каждой встрече он расскажет мне что-то новое обо мне самом. С одной стороны, он покажет мне мои положительные стороны, и за это я, разумеется, буду его любить; с другой стороны, он продемонстрирует и мои отрицательные качества - и за это я буду любить его еще больше. Благодаря тому, что мне покажут и те, и другие стороны, я смогу разобраться в самом себе, начать сознательную работу над своими сильными чертами и недостатками. Более того, поскольку в действительности наши недостатки представляют собой неразвитые потенциальные способности, то я должен быть только благодарен другу за то, что он показал мне мои собственные слабости! Так или иначе, если это настоящий друг, у него обязательно возникнет не меньшее, чем у меня, желание работать над собой. В результате вместо того, чтобы обмениваться взаимной приятной ложью, мы оба будем вести себя откровенно и безжалостно по отношению друг к другу!
Следует помнить о том, что к зеркалам нельзя относиться поверхностно — нужно вглядываться в саму суть. При использовании других людей в качестве зеркал мы не должны попадать в ловушку внимательности исключительно к буквальному содержанию действий окружающих. Следует искать скрытые мотивы, или основополагающие причины. Иногда к нам можно применить и внешнее значение действий окружающих, однако, в большинстве случаев с нами связаны именно причины их поступков. Столкнувшись с воровством, пожалуй, вы скажете, что вы – не обычный вор, и, наверное, будете правы. Но в таком случае, может быть, вы – необычный вор? Каким образом крадете вы? И у кого? Возможно, вы крадете рабочее время, занимаясь на работе личными делами? Или крадете канцелярские принадлежности? Или же вы обкрадываете людей другими, более изысканными способами? Необходимо осознать, что формы отражаемых качеств могут оказаться невероятно утонченными, почти неясными, и всё же человек должен понимать, что зеркала никогда не отражают того, чего вообще нет. Имея дело с патологическим лжецом, человек просто обязан разобраться в том, как именно лжёт он сам, — если он хорошо поищет ложь в себе, то непременно её найдет. Например, тонкая форма лжи может заключаться в том, что человек с такими усилиями поддерживает свой общественный образ, что начинает компрометировать самого себя, то есть лишается честности перед собой; в этом случае он в буквальном смысле слова начинает жить ложью, что еще хуже, чем просто лгать на словах.
В связи с этим надо осознавать, что зеркала могут быть как позитивными, так и негативными. Давайте проясним это с помощью двух примеров.
Мэри познакомилась с женщиной, которую она воспринимает как крайне высокомерную личность. Высокомерие этой женщины проявляется в том, что она считает себя самой лучшей матерью в мире и постоянно подчеркивает, что именно благодаря её мудрости и умелому воспитанию все ее дети такие замечательные. Глядя на поведение этой женщины, Мэри приходит к выводу, что она совсем на нее не похожа. Действительно, Мэри никогда не считала себя особенно хорошей матерью. Однако, поразмыслив более глубоко о высокомерии, которое отражает ей эта женщина, Мэри осознает, что и сама она тоже высокомерна, но её высокомерие проявляется совсем иначе. Мэри всегда полагала, что, столкнувшись с высокомерными людьми, она должна хранить молчание – главным образом потому, что себя она считала выше подобного поведения. В этом и проявляется её высокомерие. Считая себя выше высокомерных людей, она надменно отстраняется от общения с ними.
Брат Бена – блестящий ученый, но поскольку у самого Бена никогда не было особых успехов в науке, то он вырос в тени брата. Это совсем не беспокоило Бена, так как он в известном смысле гордился своим братом и часто восхищался его научными достижениями. Брат Бена продолжал набирать силу в науке и со временем стал выдающимся физиком-исследователем. Бен же, напротив, учился в ремесленном училище, и, получив профессию слесаря и токаря, начал работать по этой специальности в крупной инженерной фирме. Тем не менее, он очень скоро стал отличным специалистом в своей области. Обратив внимание на его незаурядные способности, руководитель Бена посоветовал ему повысить квалификацию. Бен последовал его совету, и через пять лет занял должность ведущего конструктора в научно-исследовательском отделе фирмы. Оба брата стали выдающимися специалистами в научно-исследовательской работе. Бен – в технике, его брат – в физике. Братья по-разному проявили талант, который был в них обоих, но конечный результат один и тот же.
Таким образом, не стоит оставаться безвольной тряпкой, полагаться на милость окружающих, чувствовать себя жертвой обстоятельств и, в целом, страдать от комплекса неполноценности - если вам что-то не нравится, вы можете изменить свою жизнь, меняя самого себя, свои взгляды на мир и, прежде всего, свое мнение о самом себе. Пытаясь найти СВОЮ ценность, ты автоматически пытаешься найти ценность в окружающих, поскольку они ЯВЛЯЮТСЯ твоими зеркалами! Но в попытках найти СВОЮ ценность, ты также не захочешь брать всю БРЕХНЮ, которую люди пытаются предложить тебе с точки зрения бытия зеркалами! И ты начнешь пинать их по задницам, НЕ потому что ты мстишь, а потому что хочешь достать то ЦЕННОЕ, что есть в НИХ и в ТЕБЕ!
Прошлое, настоящее и будущее
Кроме того, очень важно помнить о том, что зеркала бывают трёх типов: зеркала прошлого, настоящего и будущего. Иными словами, хотя большая часть зеркал отражает то, что человеку важнее всего усвоить в отношении своего текущего поведения или проявляющихся в настоящее время убеждений, некоторые зеркала, случается, отражают как поступки в прошлом, так и те формы поведения, которые потенциально могут проявиться в будущем, пусть даже человек этого не осознает. Следует, однако, подчеркнуть необходимость в полной честности перед собой, так как человеку проще всего на свете не обращать внимания на зеркало как на нечто не связанное с текущим мгновением. Впрочем, такое поведение является полной глупостью и обычно приводит к ощущению либо превосходства, либо неполноценности, либо иного сходного чувства, поскольку этот человек уверен в том, что признание собственных недостатков (то есть сам факт их существования) представляет собой нечто ужасное. Такие представления неизбежно появляются в силу социальной обусловленности, и любой, кто их разделяет, попросту не признает того, что наши недостатки являются билетом к свободе и дорогой к силе. Не осознавая этого, ученики время от времени вновь совершают фатальную ошибку, сравнивая самих себя с другими. Окончательным результатом становится то, что они неизбежно начинают видеть собственные недостатки, но, в стремлении добиться более высокого мнения о себе, забывают о том, что недостатки представляют собой дорогу человека к силе. Вместо этого подобные ученики пытаются прикрыть свои недостатки, притворяясь, что они уже стали безупречными — во всяком случае, стали безупречнее других, что является проявлением сильного чувства собственной важности.
Это совсем не означает, что человек может считать, будто ему даруется право развивать в себе самые разнообразные пороки. К примеру, если человек потенциально может стать алкоголиком, то каких-то двух-трех рюмок может оказаться достаточно, чтобы превратить этот потенциал в пагубное пристрастие. Но если такой человек честно признает и трезво осознает тот факт, что одна только мысль о спиртном приводит его в возбуждение, он может использовать этот недостаток как испытание, заставляющее его быть бдительным и вести себя безупречно всякий раз, когда где-то рядом появляется выпивка. В связи с этим важно отметить, что люди в целом неизменно совершают одну ошибку: они полагают, что знают самих себя и, следовательно, понимают свое поведение. И все же обычные люди не имеют даже туманного представления о том, что именно становится причиной их поведения и почему у них появились те недостатки, которые им свойственны. Люди утверждают, что понимают всё это, но даже простейшая проверка показывает: то, что они называют пониманием, неизменно оказывается не чем иным, как индивидуальным вариантом игры в обвинения других.
Существуют две причины того, почему временами зеркала отражают поведение человека в прошлом. Прежде всего — и чаще всего, — это происходит потому, что прошлые поступки все еще содержат некие тонкости, или нюансы, на которые следует обратить внимание сейчас. Вторая причина связана с тем фактом, что ученики нередко склонны переходить от непорядочности к её полной противоположности — они становятся настолько одержимыми стремлением к честности, что обычно подвергают себя уничтожающей самокритике. Захваченные этим процессом, ученики полностью забывают о необходимости честно отдать себе должное за правильные поступки, и в результате становятся жертвами ошибочного допущения о том, что именно самокритика и является признаком смирения. Ничто не может быть более далеким от истины, так как самокритика является тонкой формой чувства собственной важности. Подобные ученики совершают фатальную ошибку, убеждая самих себя в том, что совершенно не способны изменить собственное поведение или, иными словами, слишком хороши для того, чтобы подвергнуть себя «постыдной» ответственности за дурные поступки.
Цель тех случаев, когда в зеркале отражается возможное будущее, почти совпадает с предназначением отражений прошлого, однако следует осознать, что сам факт демонстрации потенциального поведения означает насущную необходимость в бдительности. Тот, кто считает, будто отсутствие каких-либо поступков в настоящем полностью исключает возможность их совершения в будущем, очень серьезно ошибается. Человек никогда не получает тех наставлений, которые ему не требуются. Тот факт, что зеркало показывает ему будущее, сам по себе является достаточным признаком того, что такое поведение уже начинает проявляться, хотя в самом начале эти проявления могут быть такими малыми, что кажутся совершенно незначительными. Вначале потенциальное просачивается в действительность тонкой струйкой, проявляется лишь в редких случаях, но, если его не остановить прямо сейчас, может превратиться вскоре в яростный поток. Жёлудь выглядит маленьким и красивым, но, если его вложить в плодородную почву, в нём раскроется потенциал огромного дуба.
Стратегия в жизни на основе принципа «зеркал»
Всё то, что было сказано о зеркалах, чрезвычайно важно принимать во внимание при разработке любой жизненной стратегии, так как стратегия не должна быть нацелена на изменение других путем навязывания им своей воли, но должна быть составлена таким образом, чтобы изменять и возвышать самого себя и тем самым всё живое, что нас окружает. На первый взгляд, это утверждение парадоксально, так как, с одной стороны, теоретический подход к этому принципу привлекает чувство морали большинства людей, ибо он описывает нечто такое, что совершается во всеобщее благо; однако, с другой стороны, люди обычно хмурятся при виде практического воплощения этого принципа — оно представляется им вниманием к себе. Социальная обусловленность приводит к тому, что людям не нравится, когда их уличают в той или иной форме эгоизма, и очень немногим удается понять, что жизнь всегда внимательна к себе и между таким вниманием и эгоцентричностью существует огромная разница. Быть эгоцентричным означает не верить во взаимосвязанность всего живого, не поддерживать ее. Буквальный смысл этого понятия подразумевает, что человек считает себя центром, вокруг которого вращается весь остальной мир, а такая мысль отражает сильнейшее чувство собственной важности. Во внимании к себе нет ничего плохого; если человек признает тот факт, что все окружающие — зеркала его собственного поведения, он постоянно видит в них самого себя.
Когда принцип зеркала воплощается на практике, перед человеком стоит только одна задача: работа над собой. Ученику даже не придет в голову тратить свое время или личную силу на потворствования глупой игре во взаимные обвинения, так как он прекрасно понимает, что в тех случаях, когда ему не нравится отражение в зеркале, обвинять следует не зеркало, а нечто в самом себе. Человек не в состоянии изменить других, так как не имеет права даже пожелать этого, однако он вполне может изменить самого себя, а когда он меняет себя, изменяются и отражения в зеркалах. Помимо прочего, это значит, что ученик не может позволить себе разыгрывать роль мученика или жертвы (не признавая своей ответственности за возникновение зеркал в его жизни), так как подобное поведение, конечно же, не приносит ему пользы, а то, что не приносит пользы ученику, не может пойти на благо никому из тех, кто его окружает. Это означает также, что ученик признает тот факт, что, возвышая себя, он одновременно возвышает всё вокруг, ибо всё в жизни взаимосвязано. В конечном счете становится понятным, что жизнь действительно есть процесс проявления внимания к себе, так как, сосредоточиваясь на себе и принимая на себя полную ответственность за свои знания и уровень существования, человек способен изменить окружающий мир и делает это. Чего, однако, нельзя сказать об эгоцентричности. Таким образом, жизненная позиция внимательности к себе очень далека от того, что вкладывает в общую массу людей социальная обусловленность.
Быть хозяином своих действий – не значит обязательно гордиться ими. Но это означает, что мы достаточно честны и благородны, чтобы признать, что допустили промах, и при этом с готовностью хотим взять полную ответственность за свои поступки. Принимая ответственность за свои поступки на себя, мы не только становимся их хозяевами, но так же и заявляем своё право на те знания, которые получили благодаря случившемуся.
Итак, никого не обвиняя и время от времени возвращаясь вспять, ученик не имеет иного выбора, кроме подхода к жизни со смирением. Изо дня в день работая с принципом зеркал, каждый ученик на собственном жизненном опыте рано или поздно постигает тот факт, что он действительно не лучше и не хуже других. В конечном счёте все мы равны друг другу и всем остальным формам жизни на этой планете. Единственная подлинная разница между двумя существами заключается в том разнообразии подходов, какое все мы используем для воплощения в действительность своих жизненных испытаний. Хотя в мире существует огромное число людей, мнящих себя выше других, благодаря работе с зеркалами ученик понимает, что он — не ангел; научившись честно признавать себя таким, каков он есть, он не боится всего того, что существует в нём. Постигнув все стороны своего бытия, от худшей до самой лучшей, он не может осуждать других людей — в этом и заключается его величайшее достоинство. Честность и смелость — вот те два качества, что служат признаками достоинства, поскольку в конечном счете именно они являются двумя сторонами той медали, которую называют достоинством.
Чтобы быть честным перед собой, нужна смелость, а без честности не бывает истинной отваги — только напускная бравада, скрывающая глубокий страх перед тем, что некто сможет заметить в тебе что-то такое, о чём тебе не хочется знать самому, не говоря уже о том, чтобы открыть это окружающим. Но может ли достоинство проявиться в той жизни, которая опирается на ложь, притворство и порожденную страхом трусость? И всё же необходимо понять, что следует распознать в себе худшее — и не возненавидеть себя за это; признать в себе все самое лучшее — и поверить в то, что ты достоин таких прекрасных качеств. Умение сделать это требует несомненной честности и непоколебимой отваги. Единственный способ добиться такой честности заключается в том, чтобы смириться с фактом, что окружающий мир — зеркало. Есть только один путь к обретению необходимой смелости: опираться на понимание того, что, если человеку не нравятся отражения в этом зеркале, он обладает достаточными способностями и силой, чтобы изменить эти отражения, меняя самого себя. Таким образом, хотя ученик не может осуждать других, он должен осознать и то, что не обязан оправдывать их недостойное поведение. Вследствие этого ему никогда не следует оценивать самих людей, но следует с умением различать воспринимать поведение окружающих. Куда ведет их поведение — к свободе или к рабству? Возвышает оно или унижает? Является это поведение достойным или недостойным? И все же, даже при таком подходе ученик никогда не может позволить себе быть настолько высокомерным, чтобы осуждать другого за его поведение, так как, признавая свою ответственность за возникновение этого зеркала, ученик пытается выявить такое поведение в самом себе, а в остальных случаях относится к нему как к испытанию. Иными словами, вопрос заключается в том, отражает ли поведение другого человека те качества ученика, которые повышают его достоинство. Это означает, что ученик признаёт тот факт, что, возвышая себя, он одновременно возвышает всё вокруг, ибо ВСЁ в жизни ВЗАИМОСВЯЗАНО.
Если вы не можете смириться с самим собой, чувствуете, что не очень-то вписываетесь в окружающий мир, вас постоянно будут угнетать страхи, сомнения и подозрительность. В результате нервный срыв может случиться не только у вас, но и у близких людей, ведь наши зеркала никогда не лгут. Ваши тревоги обязательно отразятся на окружающих. Прежде всего, такая мнительность означает, что вы очень часто принимаете защитную позу, но зеркала никогда не обманывают, и потому все вокруг тоже будут по любому поводу напускать на себя важный вид. Таким образом, если у вас возникнет ощущение, что кто-то пытается использовать вас в своих интересах, не сомневайтесь, что на самом деле вы не выслеживаете (восприятие) этого человека (при помощи отстранённости), а по-прежнему играете во взаимные обвинения. Всякий раз, когда вы возвращаетесь к этой игре, окружающие зеркала неизменно начинают отражать ваши собственные недостатки. Попытки сделать кого-то виновником возникших проблем могут служить гарантией того, что этот или какой-то другой человек тоже начнёт в чём-нибудь вас обвинять - и тогда вы непременно почувствуете себя жертвой обстоятельств! В этом мире не бывает жертв обстоятельств. Своими поступками окружающие просто отражают наши возвышенные мечты и глубинные страхи. Если вы хотите, чтобы окружающие вступали с вами в разумное сотрудничество, вам следует признать тот факт, что в любом зеркале можно увидеть только собственное отражение!
Физические основы восприятия «зеркал»
Принцип зеркал упрощённо описывает ФИЗИЧЕСКОЕ взаимодействие и взаимовлияние восприятий людей, что по своей сути является сопротивлением процессу жизни. Самый простой путь понять подлинное значение сопротивления заключается в том, чтобы рассмотреть пример одного из его наиболее распространённых проявлений, а именно силы трения. Если бы трения вовсе не было, человек не смог бы ни ходить, ни пользоваться автомобилем, ни управлять лодкой; ему не удалось бы даже удержать на месте ни один не прикрепленный к полу предмет мебели. Люди склонны относиться к силе трения как к чему-то само собой разумеющемуся, и потому они не осознают, какое неоценимое значение имеет эта сила. Сила трения представляет собой лишь одно из многочисленных проявлений сопротивления, тогда как само сопротивление является одним из одиннадцати различных проявлений единой и всеобщей силы под названием инертность. Сопротивление обладает тремя важнейшими свойствами: заставляет как одушевленные, так и неодушевленные предметы отражать, поглощать и частично пропускать свет или проявлять в своем поведении различные сочетания двух или всех трёх свойств. Что же именно подразумевают понятия отражение, поглощение и частичное пропускание? При использовании связанных с осознанием понятий слово «свет» становится синонимом «восприятия»; таким образом, когда говорится, что человек отражает свет, это означает, что он отражает восприятие. С чисто логической точки зрения это выглядит достаточно ясным, за тем лишь исключением, что нам до сих пор не известно, что значит отражать, поглощать и частично пропускать восприятие.
Чтобы полностью понять принцип сопротивления, приведём несколько простых примеров. Прежде всего, рассмотрим человека, которого легко запугать словами или действиями. Обычно те люди, которых легко запугать, быстро ощущают потребность самозащиты и становятся либо очень говорливыми, пытаясь словесно оправдать свои действия, либо довольно агрессивными вплоть до стремления физически расправиться с тем человеком, от которого исходит ощущаемая ими угроза. В данный момент важнее всего осознать, что основой обоих стилей поведения непременно оказывается ощущение опасности. Когда такой тревожащийся о своей безопасности человек — скажем, Джон — общается с другим человеком — назовем его Питером, — испытываемое Джоном ощущение угрозы будет отражено, поглощено или частично пропущено Питером в соответствии с уровнем восприятия самого Питера. Если Питер также в той или иной мере не уверен в собственной безопасности, он отразит чувство угрозы Джона, то есть начнет вести себя по отношению к Джону таким образом, что немедленно примется оправдывать свои действия или — в ином случае — станет агрессивным. Однако в обоих случаях Джон начнёт злиться: либо его будут раздражать оправдания Питера, либо он почувствует, что Питер перекладывает вину на него самого; это произойдет и в том случае, если Питер станет агрессивным безо всякой видимой причины. Так или иначе, и Джон, и Питер будут просто отражать восприятие друг друга — разумеется, именно в этом и заключается принцип зеркал.
Однако если Питер окажется из той породы людей, которые всегда правы, он незамедлительно попытается доказать свое превосходство над Джоном — словесно, физически или обоими способами. В зависимости от того, насколько убедительным окажется Питер в своей напористости, Джон либо рассердится, либо ощутит еще большую угрозу; в последнем случае он, скорее всего, просто ускользнет прочь, как наказанное животное. Очевидно, что в этом случае Питер будет частично пропускать восприятие Джона.
С другой стороны, если Питер не настолько твёрд в своем взгляде на мир и обладает более текучим уровнем восприятия, он не станет стремительно откликаться на общение с Джоном и вместо этого тщательно оценит их общение в категориях собственных знаний. В этом случае Питер начнёт поглощать восприятие Джона, чтобы полностью впитать и усвоить его в соответствии со своим уровнем восприятия.
Этих простых примеров вполне достаточно, чтобы ясно понять, что означают отражение, поглощение и частичное пропускание, когда речь идет о восприятии и законах его отражения.
Сражаться или мудро различать?
Взаимодействие с зеркалами зачастую является для нас либо своего рода сражением (жизненным вызовом), либо испытанием на умение мудро различать аспекты жизни. Вступление в "сражение", даже если это сражение с другим человеком, совсем не означает, будто ученик сражается с этим человеком как с личностью, — скорее, это битва за разгадку тайны его собственного бытия. Эта мысль очень важна по двум причинам. Во-первых, с кем или с чем бы ни "сражался" ученик, для самого ученика этот противник — не угнетатель и не враг, но лишь зеркало его собственных, кроющихся внутри непознанных черт. Во-вторых поскольку ученик знает, что ему никогда не стоит надеяться полностью разгадать эту тайну, он не одержим мыслью о победе и потому может полностью расслабиться в ходе «битвы», забыв об идее победы любой ценой. Более того, единственной допустимой причиной начала "сражения" с любым противником является условие, что сражение с этим противником позволит человеку узнать о самом себе нечто такое, чего он не знал раньше.
Когда ученик сталкивается с таким испытанием, которое, как ему без тени сомнений известно, не может его ни чему научить, он понимает, что само испытание кроется не в битве, а в развитии умения различать. Пусть, к примеру, человек пытается выкопать камень в своем саду, но, как глубоко он ни копает, с какой силой ни налегает на рычаг, камень не трогается с места. Если в данном случае человек совершенно уверен в том, что хотя он действительно был упрямым прежде, но уже на все сто процентов превратил это упрямство в преимущество, то он может не сомневаться в том, что очередное испытание, представшее перед ним в облике этого непреклонного камня, заключается в развитии умения различать. Быть может, есть некая незамеченная человеком причина, по которой этот камень не следует сдвигать с места. Не исключено, что в жизни человека существует что-то такое, что тоже ни в коем случае нельзя изменять, и камень просто символизирует это. Так или иначе, всё сводится к способности принимать решения на основе умения различать, а это не означает необходимость вступать в битву в полном смысле слова. Таким образом, штурм камня всеми доступными средствами оказался бы полной тратой времени и личной силы. Если говорить о тех людях, с которыми нас связывает жизнь, то умение различать часто влечёт за собой необходимость выбора между компромиссом с самим собой во имя сохранения прежних зеркал или выхода из сферы влияния этих людей в той или иной форме. Когда человек сталкивается с таким испытанием, битва действительно возможна, так как может оказаться, что освободить свою жизнь от какого-либо человека не так уж просто. Однако следует понимать, что даже в подобном случае битва не означает сражение с конкретным зеркалом и носит характер борьбы за умение мудро различать. В действительности человек не может вести битву с самим собой, пусть даже временами ему приходится вступать в настоящие сражения за практическое воплощение того, что, как ему известно, он обязан сделать.
Вопреки всему, что было сказано ранее, следует понять, что некоторые зеркала, которым не суждено измениться, просто не смогут покинуть вашу жизнь — во всяком случае, в ближайшее время. Типичными примерами таких зеркал могут быть родители или дети, и всё-таки даже эти случаи не являются исключениями из принципа зеркал. Если зеркало не может или не хочет меняться, а человек не в состоянии избавиться от него, логично предположить, что, независимо от его ощущений и предположений, это зеркало все ещё ему необходимо. К примеру, если родители или ребёнок продолжают отражать то поведение, которое, как без сомнений известно человеку, он уже давно преодолел, человек должен принять как факт, что это зеркало необходимо ему по каким-то неясным для него причинам. В большинстве случаев такое случается потому, что это зеркало существует как напоминание о том, что ученик должен научиться быть свободным и отстраненным от окружающего мира, не подвергая его суждениям. Иными словами, ученику следует усвоить, что всё живое пребывает во взаимодействии и по этой причине любое поведение человека возникает из-за его связи с окружающими. Таким образом, даже если человек избавился от того образа действий, который отражался в его родителях или ребёнке, то ему по-прежнему необходимо провести определенную работу над своими взаимосвязями и взаимодействием не только с родителями или ребёнком, но и со всем миром в целом. Когда это будет сделано, родители или ребенок непременно изменят своё отношение к нему, пусть даже оно останется прежним по отношению ко всем остальным, — это случится по той простой причине, что никто не может избежать влияния закона Света и Отражения.
Люди всегда оказываются зеркалами, в которых мы видим собственное отражение. Но эти зеркала показывают и наши предрассудки. Если одни зеркала отражают любовь, а другие - гнев, мы можем понять, кого мы любим и к кому относимся с презрением. Всем нам свойственно быть нечестными, но наши зеркала никогда не лгут. Зеркала всегда в точности показывают нам, как мы мыслим, чувствуем и действуем по отношению к окружающему миру. Мы можем как угодно громко и страстно отрицать это отражение, но оно не изменится до тех пор, пока не изменимся мы сами.
Составлено по томам 2, 3 и 4 работ Теуна Мареза, а также переводам дополнительных материалов с
https://www.toltec-legacy.com (См.
viewtopic.php?f=28&t=317)
https://toltec-legacy.ru/ru/knigi/
http://www.renascentlegacy.com/volume4.php
http://www.renascentlegacy.com/volume3.php