Уточнил название темы т.к. то, что я хотел сказать - суть техники не-делания (могу только снова посетовать что эти главы в книге не связаны более явно).
Ещё прилагаю свой конспект (форма компиляции записей, которая с одной стороны не чурается дословного копирования из книг, а с другой не обязана предоставлять только такое копирование, вполне вероятны изменения фраз или добавление своих мыслей) по не-деланию в целом, чтобы рассмотреть и другие аспекты.
► Показать
Суть техники
Применяя технику не-делания на практике, мы намеренно выбираем играть роль, диаметрально противоположную нашему укоренившемуся привычному поведению. Не-делание в своей природе опирается на простой факт: единственный способ достигнуть какой-либо силы - это действовать так, как будто у тебя уже есть эта сила. Например, неуверенный в себе человек, убедительно играя роль уверенного в общении с окружающими, способен со временем начать жить своей ролью и в полной мере приобрести необходимую ему уверенность. Такая игра требует безупречной импровизации в повседневной жизни, однако она является игрой с силой, а не попыткой обмухлевать наблюдающих со стороны людей, потому она должна быть основана на правдивых мотивах и честном преодолении своего недостатка, не на всяком случайном вздоре ради мнения окружающих. Благодаря искренности в своей игре человек способен действительно достичь иного восприятия через иное делание.
Поскольку именно восприятие других людей через социальную обусловленность ограничивает наши действия в повседневной жизни, не-делание развивает способность управлять своим поведением настолько, чтобы не зависеть от восприятия и предубеждения окружающих нас людей. Но не-делание это не контроль или изменение своего внешнего поведения, а способ изменить то, что и как чувствуешь внутри себя относительно жизненных случаев, которые вызывают это поведение-реакцию (то есть автоматическое действие). Только реконструировав эмоциональные отклики на жизнь с тех, что были ранее (как установлено рикапингом) на те, что соответствуют новому чувству относительно ситуации (то есть новому бытию, а не просто новым мыслям), можно изменить себя по-настоящему. Ключевой ресурс для этого — вера, что это возможно, намерение изменить свой способ жить и бесстрашие перед мнением окружающих по этому поводу.
Ярким примером не-делания служат романтические отношения подростков. Хотя они начинаются как чистая игра, правила которой хранятся в культуре общества (что и подмечали многие писатели-реалисты уже давно), но если обе стороны отношений вооружатся верой в эту игру и бесстрашием для того, чтобы выходить за границы самих себя (точнее — своих собственных привычек), то такие отношения из театрального представления становятся реальной эмоциональной связью двух людей, черпающих вдохновение друг из друга всю оставшуюся жизнь. Происходит чудо: из ничего (чистого вымысла) делается что-то реальное, бытийное. Однако, всем современным людям известны и противоположные примеры, когда игра так и остаётся игрой, а фальш всё нарастает, пока не доходит до гротеска. Всё зависит исключительно от намерения участвующих в отношениях сторон, их веры и умения сделать своё восприятие текучим. Но сам механизм романтики хорошо иллюстрирует принцип не-делания, если на этот механизм посмотреть под таким углом восприятия.
Вернемся к примеру с Линдой. Поскольку Линда увидела свое детство (где она, от постоянного повторения, приучилась верить в собственную игру внутри своей семьи, по смыслу которой она мстила своим брату и отцу своими собственными неудачами) в его истинном свете (последствия такой игры сделали из неё грозного правозащитника со словом которого приходится всем считаться, особенно мужчинам, хотя и полностью исказили её представления о общении с противоположным полом), то теперь она знает, что чувствовала себя непризнанной только из-за своего собственного восприятия, и теперь она способна воздать себе должное за все достигнутое в своей жизни. Другими словами, теперь Линда может действовать, не чувствуя себя, как прежде, несправедливо обиженной, но с уверенностью, основанной на знании того, что она – один из лучших адвокатов, и, как самостоятельный и независимый человек, она способна сохранять стойкость в любой ситуации. В результате впервые в своей жизни Линда смогла признать собственную ценность, то есть сделать то, чего она постоянно требовала от других. Теперь, когда Линда смогла признать свою ценность, она может действовать с уверенностью, но пока что не с убежденностью. Вы можете быть уверены, что способны что-либо сделать, и все же можете убедиться в этом только одним способом – выполнить эту задачу. Однако, по большому счету, единственное реальное различие между уверенностью и убежденностью заключается в степени уверенности. Вначале, в зависимости от индивидуума, это различие может быть существенным, но в процессе постоянной практической работы оно сокращается, пока, в конце концов, уверенность и убежденность не становятся одним и тем же.
Для Линды применение техники не-делания заключается в том, чтобы прекратить требовать признания от окружающих и взамен воздать себе должное за свои успехи. Она также должна признать свою собственную ценность и прекратить придерживаться абсурдного мнения, что женщины никогда не получают заслуженного признания, а также не руководствоваться этим мнением в своих действиях. Для этого, как мы увидим позже, Линде нужно тщательно оценивать каждую свою мысль, чувство и действие, так как старые привычки пускают корни во все аспекты нашей жизни, и нам нужно вырвать все эти корни, прежде чем мы сможем освободиться от старых привычек. Теперь, когда Линда обладает нужной трезвостью, она может применять технику не-делания с необходимой уверенностью, которая не только позволит ей действовать с твёрдостью, но и породит в ней спокойную убежденность. Если в прошлом Линде приходилось полагаться на свой острый язык, чтобы с помощью язвительной критики добиваться от людей признания своего авторитета, то теперь путем применения техники не-делания она может приобрести даже больший авторитет, не прибегая к колкостям и язвительным насмешкам. Со временем, путем применения техники не-делания, Линда превратит себя в совершенно другого человека; но внешне может показаться, что ни она сама, ни ее жизнь почти не изменились, за исключением того, что она стала более приятной личностью. Однако поймите, что если возникнет необходимость, Линда, как прежде, может пустить в ход свой острый язык, но теперь, больше не чувствуя угрозы со стороны каждого мужчины, она может контролировать это свое умение и перестать быть деструктивной в своих действиях.
Не-делание развивает подлинную стойкость
Первое задание, которое дается каждому ученику, – систематически избавляться от своей социальной обусловленности, потому что пока он по-прежнему находится в её плену, он не сможет достичь никакого реального прогресса. Техника, с помощью которой можно выполнить эту задачу, называется не-деланием, и на практике она применяется в сочетании с рикапингом. Для того, чтобы обладать стойкостью, необходимо применять технику не-делания в своей повседневной жизни.
Стойкость это внутренняя убежденность, обретенная посредством собственных жизненного опыта и знаний, на основании которой человек действует с твердостью и вполне убедительной уверенностью. Вы можете быть уверены, что способны что-либо сделать, и все же можете убедиться в этом только одним способом – выполнить эту задачу. Однако, по большому счету, единственное реальное различие между уверенностью и убежденностью заключается в степени уверенности. Вначале, в зависимости от индивидуума, это различие может быть существенным, но в процессе постоянной практической работы оно сокращается, пока, в конце концов, уверенность и убежденность не становятся одним и тем же. Стойкость подразумевает убежденность в том, что вы способны действовать самостоятельно, независимо от одобрения окружающих.
Это предполагает, во-первых, что вы убеждены в том, что принятое вами решение является правильным (в контексте вашей жизни), и, во-вторых, что ваша убежденность настолько сильна, что вы не дрогнете, даже столкнувшись с сильным противодействием окружающих. Вообще говоря, лишь немногие люди способны действовать таким образом, ведь, как правило, людям не требуется большого противодействия, чтобы они начали сомневаться в себе. В большинстве случаев только догматичный человек будет продолжать действовать, несмотря на противодействие окружающих; но обычно действия такого человека основаны на упрямстве, и очень редко – на трезвости. Очевидно, что стойкость тесно связана с трезвостью, так как стойкость можно обрести только когда действуешь без сомнений. Чтобы обладать такой ясностью, ученику необходимо быть абсолютно честным и непредвзятым в оценке любой возникшей ситуации, и поэтому он может приступить к действиям с полной убежденностью в том, что его решения и действия свободны от предубеждений.
Только обладая нужной трезвостью, ученик способен приступить к не-деланию с необходимой уверенностью. В связи с этим надо понять, что когда мы основываем свои решения и действия на трезвости, которая по самой своей природе приводит к пониманию взаимосвязанности всего живого, наши решения и действия заряжаются силой, которую с полным основанием можно назвать стойкостью. Стойкость и мастерство - это синонимы. Для того, чтобы обладать стойкостью, вы должны применять технику не-делания в повседневной жизни.
Самореконструкция
Действуя со стойкостью и трезвостью, в стиле не-делания, ученик производит осознанную реконструкцию своего острова тональ (личности и соматической обратной связи от неё на тело и нервную систему, хотя автор подразумевает это понятие более широким, как всё, что есть у нас в физическом существовании, включая тонкую психику, поведение и эмоции, имущество и т.д. для чего есть имя и проявление). Остров тональ включает в себя всё, что мы прямо или косвенно считаем частью самих себя. Тональ – это наше физическое тело, наша эмоциональная структура и наш рациональный ум. Наши мысли, чувства, действия в физическом существовании являются частью тоналя. Если я беден, тогда беден именно мой тональ, если я болен, значит болен именно мой тональ. Если я зол, тогда именно мой тональ в гневе. Если мне не хватает личной силы, тогда её недостает именно моему тоналю. Если агрессивность – свойство нашего острова, тогда она будет формировать часть нашего взгляда на мир. Точно так же, если состояние бедности – признак нашего острова, тогда мы автоматически считаем себя бедными, и пока мы придерживаемся такого взгляда на мир, нам всегда будет недоставать средств, чтобы зарабатывать деньги. В сущности, эти характерные черты представляют собой ландшафт острова и поэтому составляют то, что мы называем своим взглядом на мир. Ни остров, ни его характерные черты сами по себе не являются проблемой. Ни остров, ни его признаки или свойства не являются плохими. Проблемы в нашей жизни появляются скорее из-за того, каким образом располагаются на острове эти разнообразные свойства, и это превращает наш остров в рай или в ад.
Важно помнить, что каждая характерная черта острова необходима для нашей жизни в физическом существовании, и поэтому ни одно из свойств этого острова не может быть утрачено или разрушено. Фактически, когда бы мы ни пытались избавиться от какого-нибудь из своих качеств, мы очень быстро обнаруживаем, что это невозможно. Всё на острове тоналя имеет свою причину и, хотя человек постепенно превращает свои недостатки в ценное достояние, эти недостатки всё же остаются с ним на протяжении всей жизни. Например, несмотря на то, что со временем человек с заниженной самооценкой покорит невысокое мнение о самом себе (научившись пользоваться им конструктивно вместо того, чтобы позволить ему вызывать те поступки, которые подрывают его уверенность в себе и самоуважение), такая заниженная самооценка всё-таки останется с ним на всю жизнь, так как является особенностью его острова тоналя. Это относится к любым недостаткам, так как превращение недостатков в достоинства означает лишь то, что человек учиться заставлять их работать на него, а не против него. И всё же, при этом, человек никогда не уничтожает свой недостаток.
Все мы обладаем именно таким тоналем, который требуется нам в жизни, и на этом острове тонале есть всё необходимое нам для того, чтобы принимать и преодолевать свои вызовы и осуществить назначенное нам судьбой. Проблема в том, что вследствие своей социальной обусловленности человек привносит на свой остров тональ столько ненужного хлама, что он никогда не знает, каким должен быть его подлинный тональ. Однако незнание того, какие мы и кто мы в действительности, никогда не бывает непреодолимым препятствием, если только мы твердо уверены в том, что хотим измениться, и признаем, что такое изменение должно быть полным превращением. Если мы внимательно посмотрим на свой остров тональ, то довольно быстро увидим, какие из имеющихся на нем характерных черт нам назначено иметь судьбой, а какие черты в дополнение к этим мы переняли или позаимствовали у других людей в результате своей социальной обусловленности.
Таким образом, вполне очевидно, что для того чтобы изменить ландшафт острова, мы должны устранить с него всё постороннее, не принадлежащее нашему острову. Иначе говоря, мы должны устранить последствия социальной обусловленности. Следовательно, задача ученика заключается в том, чтобы полностью изменить свой остров тональ. Он должен реконструировать его ландшафт. Это значит, что ученик должен не только восстановить свои свойства (такими, какими они были до воздействия социальной обусловленности), но и расположить их так, чтобы на его острове всё оказалось на надлежащем ему месте. Очевидно, что в то время как мы начинаем устранять всё постороннее, мы также можем начать возвращать всё принадлежащее нам на свои места – туда, где оно изначально должно быть, и со временем наш остров тональ будет полностью реконструирован. Тогда свойства острова начнут со-существовать в гармонии друг с другом и с самим человеком, и ученик превратит свой остров не только в гостеприимное и практически полезное место, но также, в зависимости от своих способностей и характера, в место неописуемой красоты.
Для того чтобы прояснить это, давайте рассмотрим пример с агрессивностью. При этом мы воспользуемся метафорой и уподобим агрессивность мечу. В наше время, если агрессивные черты являются частью эмоциональной структуры человека, то он, осознав свою агрессивность, может решить, что это уродливое и опасное оружие. Из страха, что окружающие будут о нем невысокого мнения, если он будет вести себя агрессивно, такой человек может потратить годы, пытаясь избавиться от своей агрессивности и на протяжении всего этого времени изо всех сил стараясь спрятать свой меч. Фактически, он даже может спрятать этот меч так хорошо, что никто никогда не поверит, что он – агрессивный человек. Такой человек считает, что даже если он и не смог избавиться от своей агрессивности, то, по крайней мере, держит ее под надёжным контролем. Это один из способов обращения с мечом, причем тот, который выбирают большинство людей. Все же, это не самый лучший выбор, ведь, спрятав свой меч и отказавшись его использовать, такой человек никогда не научится умело владеть своим мечом. Он подавляет свою агрессию, но, как это всегда бывает с подавленными эмоциями, однажды придёт день, когда его прижмут к стене так крепко, что он внезапно выхватит свой меч. Когда меч окажется в его руках, подавляемая на протяжении многих лет агрессия хлынет мощным потоком непреодолимого гнева. Потеряв контроль и не зная, как следует обращаться с мечом, человек начнет яростно размахивать им, круша все вокруг. Из-за своей неопытности в обращении с мечом он не только причинит большой вред всем и всему вокруг себя, но и неизбежно поранится сам.
Очевидно, что такой способ не годится для ученика, который должен искусно владеть всем своим оружием. Ученик должен признать свою агрессивность, а не подавлять её. Это не означает, что он может дать волю своей агрессии и бесконтрольно пускать её в ход в окружающем его мире. Напротив, это значит, что он должен научиться конструктивно и искусно использовать её в случае необходимости. Признавая свою агрессивность и с осторожностью используя свой меч в своей повседневной жизни, ученик со временем становится опытным фехтовальщиком, виртуозно владеющим своим мечом. Агрессивность, которая является частью его эмоциональной структуры, не исчезает с его острова тоналя, но взамен превращается в ценное свойство, находящееся полностью под его контролем. В случае необходимости он в мгновение ока выхватит свой меч, и вы даже ахнуть не успеете, как он начисто обреет вас, если вы это заслужили. Он не причинит вам большого вреда, так как ваша борода отрастет снова, если вы предпочитаете носить бороду, но вы больше никогда не станете провоцировать этого человека. Всё же, в глубине своего сердца вы будете восхищаться им, ведь такое мастерство всегда поражает своей красотой и вызывает восхищение.
Именно посредством превращения своих недостатков человеку удается преобразить себя; это означает, что он избавляется только от того поведения, какое вызывали эти недостатки, но не от них самих — беззаботные ученики слишком часто об этом забывают. Развивая полное осознание характерных черт своего острова тоналя и затем искусно используя эти знания в своей повседневной жизни, ученик вызывает всеобъемлющее изменение – превращение своего острова тоналя. Это не так трудно, как может показаться, ведь ученик не считает никакие из своих сторон плохими, потому что он смотрит на них как на свой нераскрытый потенциал. Конечно же, нераскрытый потенциал – пока что недостаток его острова, но ученик знает, что со временем этот потенциал перестанет быть недостатком. Социальная обусловленность может приучить нас считать плохой большую часть нашего потенциала, но, по существу, социальная обусловленность – это средство, при помощи которого окружающие навязывают нам свой взгляд на мир.
Действия это наши мысли и чувства, а не внешнее поведение
Не-делание касается не только внешних поступков, но, даже в гораздо большей степени, - мыслей и чувств, изменение которых меняет взгляд на мир. Мысли и чувства человека это его действия в полном смысле этого слова, даже если человек скрывает их от других. Человек - продукт своих мыслей и чувств, ими он придаёт форму своему миру, делая, сознательный или же бессознательный, выбор думать и чувствовать определённым образом. Изменяя свои мысли и чувства, мы изменяет свой взгляд на мир, но для этого мы должны захотеть это сделать, сделать выбор изменить его. Человек делает выбор согласно своему взгляду на мир, а потому часто не признает необходимости менять свой взгляд на мир. Человек может слушать и слышать окружающий мир или другого человека только тогда, когда у него нет взгляда на мир, который нужно защищать. Ученику важно поверить, что он уже не тот человек, что был раньше, что его прежний взгляд на мир не действителен и мир не таков, каким он его себе представляет, следовательно, он не может прибегать к своему прежнему образу действий, вместо этого он применяет не-делание. Намерение делает возможным то, на чем мы фокусируемся своим вниманием: если мы направляем внимание на неудачу, мы намереваемся потерпеть неудачу, если же мы направляем внимание на успех, то мы намереваемся достичь успеха. Поэтому ученик постоянно следит за своими чувствами и мыслями, пресекая свои ненужные действия (мысли и чувства) и сберегая таким образом свою личную силу.
Не-делание это охота за своими возможностями/восприятием
Не-делание - это то, что для некоторых известно как секрет в охоте за силой (power). В связи с этим никогда не следует забывать о том, что личная сила (она же — воля к действию) – это продукт нашего восприятия, а не нечто мистическое и потустороннее. Восприятие есть результат со-настройки всего нашего существа с какой-либо частью внешнего мира, а не просто информация, поступившая из органов чувств. Мы не можем видеть ни силу, ни восприятие, но мы можем видеть как результат высвобождения силы, так и результат восприятия. Результат высвобождения силы лучше всего, пожалуй, можно описать как то, что мы понимаем как энергичность или же энергию (волю к действию, энтузиазм). Если вы чувствуете себя в приподнятом настроении, наблюдая восход солнца, то ваше приподнятое настроение – это результат высвобождения силы, или же результат восприятия. Приподнятое настроение или энергичность – это не сила как таковая, но, более точно, это результат высвобождения силы или, еще более точно, личная сила (в отличие от всеобщей силы, которая есть продукт взаимодействия силы, - физическое поле, - всего материального в мире).
Количество личной силы, которой мы обладаем, пропорционально нашему уровню восприятия в силу того факта, что личная сила – это продукт восприятия. Восприятие в свою очередь пропорционально уровню осознанности. Следовательно, если мы находимся в полусонном состоянии из-за того, что «просто сходим с ума от скуки», мы не регистрируем свое восприятие должным образом. Такая неполная регистрация восприятия не означает, что личная сила не генерируется, но это значит, что вся произведенная личная сила поглощается привычными и повторяющимися действиями, физическими, эмоциональными и умственными. Если вся наша личная сила поглощается нашими привычками, то совершенно очевидно, что мы должны покончить со всеми ненужными действиями.
Мы также должны избавиться от своего взгляда на мир, разобрав его на части, поскольку этот жесткий взгляд увековечивает наши привычки и тем самым сохраняет фиксированность нашего восприятия. В самом начале единственный способ, с помощью которого мы действительно можем сделать это, – быть начеку, то есть все время оставаться предельно бдительными. Только при условии, что мы будем более полно осознавать все происходящее в нашей жизни, мы сможем начать различать, что является важным и что можно с полным основанием классифицировать как ненужное. Учеников всегда инструктируют, чтобы они обращали особое внимание на все мелочи в своей повседневной жизни, поскольку именно совокупность всех этих кажущихся незначительными мелочей составляет наше обычное поведение, а также раскрывает нам наш взгляд на мир. Работая над этим, очень важно понимать, что своим хотением полностью осознавать происходящее в нашей жизни, мы фактически направляем свое намерение на восприятие. Это совершенно необходимое ключевое предварительное условие, так как именно намерение побуждает нас осознавать.
Охотиться на силу – значит искать способы, с помощью которых мы можем повысить уровень личной силы для того, чтобы мы смогли сделать своё восприятие текучим. Рассматривая эту концепцию, важно помнить о том, что все мы по своей натуре ленивы. Конечно же, всегда намного легче мечтать или говорить об обладании силой, чем упорно преследовать ее. Все же, если мы хотим иметь силу, мы должны действовать – мы должны охотиться на силу, причем охотиться хорошо. Как уже было сказано выше, чтобы охотиться на силу, мы должны все время полностью осознавать происходящее. По существу это означает, что мы должны жить осознанием. Если охотник осознает происходящее лишь время от времени, он не сможет стать очень хорошим охотником. Такой охотник, несомненно, вскоре станет жертвой какого-нибудь более сильного хищника. Но постоянно полностью осознавать происходящее – это действительно битва для тех, кто привык жить в полусонном состоянии. Следовательно, для того, чтобы мы смогли стать настоящими охотниками, в нашей жизни необходимы серьезные изменения. Таким образом, каждое отдельное достижение в подготовке ученика, будь то усвоенные афоризмы, воплощенные в жизнь концепции учения или практическое применение техник, приносит ему личную силу. Это совсем не трудно постичь, если мы вспомним, что сила – это энергия настройки (восприятия). Когда мы приобрели знание на собственном жизненном опыте, это означает, что мы восприняли что-то посредством того явления, которое не осознавали прежде. Конечно же, такое восприятие – это результат настройки (со-настройки, при помощи чувств, нашего внутреннего с чем-то внешним), которая в свою очередь произвела силу (новое знание из которого следует новая воля к новому действию). Совершенно очевидно, что это относится только к знаниям, а не к информации (т.к. информация не способна привести к со-настройке). Нам следует всегда помнить о том, что информация – это просто теория, в то время как знания приобретаются в результате собственного жизненного опыта (глубоко личного переживания нового качества восприятия). Пока информация и теория не используются на практике, они не обладают силой, но знание – это сила.
Ученики часто не осознают, что такие качества как трезвость или стойкость – это на деле просто различные аспекты личной силы. Личная сила – это ключ ко всему, что делает ученик. Без достаточной личной силы ученик был бы таким же беспомощным, как и любой обыватель (делающий только деланье или же просто не верящий в то, что он делает). Следовательно, чрезвычайно важно, чтобы с самого первого дня своей подготовки ученик начал беречь и накапливать личную силу. И, если мы хотим иметь силу, мы должны извлекать максимально возможный объем знаний из всего происходящего в нашей жизни. В сущности это означает, что мы должны стремиться воспринимать все происходящее в нашей жизни как можно шире и глубже. Именно такое стремление воспринимать происходящее более полно и представляет собой охоту на силу, но поскольку сила – непредсказуемый и неосязаемый «противник», то для ученика жизнь становится бесконечным вызовом, подводящим к такому понятию, как безупречность.
Для того, чтобы охота за силой была эффективной, а полученные дары (метаморфозы восприятия) не разрушились или не уменьшились (в следствие небрежности), ученику следует действовать безупречно. Действовать безупречно означает действовать наилучшим образом и на основе всех собственных знаний, доступных человеку в текущее мгновение. В сущности, действовать безупречно означает контролировать свою глупость, осознавая её и осознавая тот факт, что истинных её масштабов мы пока не знаем. Если человек остерегается действовать на основании своих собственных знаний просто ради того, чтобы добиться чьего-либо одобрения, он не может действовать безупречно. Чтобы понять это, нам нужно осознать, что когда обычный человек не сомневается в одобрении окружающих, он действует с огромной уверенностью и называет её уверенностью в себе. Но как только человек чувствует, что окружающие его не одобряют, он вдруг утрачивает свою прежнюю показную храбрость. Это происходит по двум причинам: во-первых, в своем высокомерии человек упорно придерживается представления, что одна личность может быть важнее другой; во-вторых, он нуждается в одобрении окружающих, чтобы сохранять свое ощущение собственной важности. Поскольку ученик не считает себя более или менее важным, чем окружающие, для него не имеет значения, потеряет ли он свое лицо в их глазах. Другими словами, ученик не стремится чувствовать себя важнее других и поэтому не заботится о том, чтобы получить одобрение окружающих. Такая свобода от потребности искать одобрение других и есть истинное смирение. Поскольку ученику не надо бояться, что из-за его действий может пострадать его ощущение собственной важности, он думает только о том, чтобы действовать наилучшим образом, опираясь на собственные знания и полностью используя все свои способности.
Безупречное действие даёт непостижимый уму результат
Когда человеку требуется рассмотреть концепцию совершенства, он обычно не может отличить совершенство от безупречности. Однако совершенство – вовсе не то же самое, что безупречность. В стремлении к совершенству скрывается желание стать лучше всех. В этом нет ничего плохого, при условии, что человек хочет стать лучше всех не для того, чтобы получить признание или одобрение окружающих. Помимо этого, в своем стремлении к совершенству человек обычно тратит массу времени и энергии, пытаясь достичь желанной цели. Человек, стремящийся к совершенству, обычно допускает ошибку, полагая, что у него впереди есть уйма времени. Девиз такого человека: «если сразу я не смогу достичь успеха, то попытаюсь еще раз.»
Как и с желанием быть лучшим, в повторениях также нет ничего плохого, ведь в большинстве случаев человек может научиться действовать лучше только путем постоянной практики и повторений. Проблема здесь заключается в представлении, что у нас есть неограниченное время на повторения, ведь пока мы не прониклись ощущением необходимости достичь успеха прямо сейчас, наша робость неизменно будет мешать нам это сделать. Робкий человек почти никогда не действует наилучшим образом, используя все свои способности и личную силу.
Ученик подходит к концепции совершенства совсем иначе, чем обычный человек. Зная, что его выслеживает смерть, ученик полностью осознает, что у него может не оказаться времени на то, чтобы попытаться еще раз, если сразу он не сможет достичь успеха. Это очень хорошо понимают все артисты. Когда поднялся занавес, у артиста есть только один шанс показать свою игру. Если он провалит роль, его дальнейшая карьера повиснет на волоске. Ученик также признает, что лучшие моменты в жизни никогда не повторяются. Если есть повторения, первоначальное воздействие утрачивается, и то, что остается – далеко не лучший выбор.
Поскольку ни одно мгновение жизни не может повториться, то вряд ли есть смысл в том, чтобы ухлопать время на действия, в которые мы не вкладываем все свои способности и силу. Именно потому, что люди поступают таким образом, они и живут жизнью, наполненной сожалениями, тоской по утраченной молодости или сокрушениями об упущенных возможностях в разрушенных отношениях. Жить, зная, что каждое мгновение, каждое действие в нашей жизни важно, – значит наполнить свою жизнь бесчисленными богатствами и пропитать каждое из своих действий качеством, называемым безупречностью.
Время - сущность безупречности. Только ощущение смертности рождает в человеке желание действовать безупречно. Чтобы каждое его действие было как можно более безупречным, ученик постоянно выслеживает своё восприятие как себя самого, так и мира вокруг себя. Тогда с каждой новой частицей знания, обретённой о себе или о мире вокруг себя, или о том и другом, он действует так, как будто у него есть вся та уверенность и сила, которая необходима для применения нового знания. В этом и заключается не-делание ученика — действовать так, как будто он уже преодолел свою глупость, в то время как на самом деле он знает, что с каждым днём он будет учиться чему-то новому и с каждой новой частицей знания смотреть назад на свою жизнь и говорить: "вчера я преодолел ту глупость, которую мог видеть тогда, но сегодня я преодолел больше, чем вчера, а завтра — кто знает, что принесёт завтра? Новые знания? Или смерть? Потому сегодня я должен действовать так, как будто преодолел свою глупость, иначе завтра может быть слишком поздно!".
Что дальше?
В тот момент, когда ученик начинает жить так, словно вся его жизнь — не-делание, он приводит в действие внутреннюю цепную реакцию, которую уже невозможно остановить. Зная, что он не может позволить себе предаться вере в то, что он является жертвой, ученик не тратит впустую свое время на то, чтобы оправдывать свои действия, но он просто смотрит на них объективно. Для этого необходимо применять технику не-делания, так как часть образа действий обычного человека – постоянное стремление оправдывать свои действия, для того чтобы не чувствовать себя плохим человеком. Вначале ученику бывает очень трудно выяснить с какой-то степенью достоверности или точности, что на самом деле имеет место в его жизни. Всё ещё находясь полностью в ловушке своего взгляда на мир, ученик автоматически воспринимает все в контексте этого взгляда, и в результате он обнаруживает, что занимается оправдыванием своих действий при помощи рациональных доводов, даже не осознавая того, что он это делает. Однако по мере того как он продвигается вперёд в своём рикапинге и достигает некоторого уровня трезвости, он начинает видеть свою жизнь все более объективно. Применяя на практике технику не-делания, ученик также обретает стойкость, и когда всё это, в свою очередь, начинает оказывать воздействие на его жизнь, он приобретает уверенность в себе.
По мере того как этот процесс начинает оказывать все более заметное воздействие на его жизнь, ученик начинает испытывать спонтанный перепад настроения. Вначале такое изменение настроения очень похоже на перепад, так как ученик обнаруживает, что он все время колеблется туда-сюда между своим прежним образом мышления и новым, формирующимся в результате его подготовки. Один день он думает и чувствует согласно учению, а затем, прямо на следующий день, он вновь оказывается там, откуда начал. Однако такое положение дел является неотъемлемой частью процесса подготовки, и если ученик это понимает, то оно не вызывает у него чрезмерного беспокойства или подавленности, конечно же, при условии, что этот ученик не дурачит самого себя, используя такое положение дел как оправдание того, чтобы вести себя небезупречно. Если ученик оказывается в самом начале, то он по-прежнему несёт ответственность за то, чтобы вновь пробить себе путь к своему новому уровню осознания. Когда же ученик обретает значительную стойкость, он, так сказать, пересекает незримый порог, и с этого момента стабилизируется на своем новом уровне осознания. Самый важный результат перехода на этот новый уровень восприятия заключается в том, что ученик автоматически начинает приводить в порядок своё отношение к окружающему миру. Обладая необходимой трезвостью и видя сам, что он не является жертвой, ученик понимает, что уже не может обвинять никого в обстоятельствах своей жизни, и поэтому он принимает полную ответственность за свои действия. Поступая таким образом, он узнаёт, что ответственность – это не бремя, а способность сознательно откликаться на окружающую жизнь активным образом, вместо того, чтобы вести себя пассивно. Используя людей в качестве своих зеркал, он удивляется тому, сколько узнаёт о себе. Он понимает, что должен постараться изменить те свои негативные стороны, которые отражают ему окружающие люди, так как ученик знает, что если он сам изменится, то же самое должно произойти с его зеркалами. Это всего лишь закон света и отражения. На этой стадии своей подготовки ученик на деле вступает в схватку с силой эготизма (egotism, то есть с чувством собственной важности/неполноценности). Используя людей в качестве своих зеркал, ученик должен признать не только свои недостатки, но и свои достоинства, так как не следует забывать, что зеркала показывают нам как наши негативные стороны, так и позитивные.
Применяя технику не-делания, ученик со временем приходит к пониманию, в чем заключается истинное назначение эготизма, а именно: оно не в том, чтобы использовать эготизм для защиты и оправдывания своих недостатков, но его следует использовать для того, чтобы позволить себе подняться над этими недостатками и честно воздать себе должное за всё по-настоящему хорошее в самом себе. Пытаясь избавиться от ощущения собственной важности и чувства жалости к себе, ученик должен признать также те свои качества, которые являются его сильными и хорошими сторонами. Когда ученик понимает это, у него больше нет ни потребности, ни желания изолировать себя от окружающего мира. Обращаясь к окружающему миру, для того чтобы еще больше узнать о себе и изменить всё то, что нуждается в изменении, ученик фактически постепенно раскрывает свое сердце окружающему миру, пока, наконец, не раскроет его полностью. С открытым сердцем, и даже не задумываясь об этом, ученик вступает во взаимоотношения с окружающими людьми, погрязшими в свой глупости, – это поистине великолепный акт силы. Вступление во взаимоотношения с окружающими людьми, погрязшими в своей глупости, подразумевает, что хотя ученик остается полностью объективным в отношении каждого аспекта жизни и каждого действия каждого существа, однако он также способен видеть значение и цель в процессе жизни, и в таком восприятии большего целого ученик способен принять всех такими, какие они есть, без обвинения и без осуждения. Когда ученик достиг этой стадии в своей подготовке, его трезвость быстро возрастает, в результате он значительно продвигается вперёд, пока, наконец, он не убеждается в том, что на собственном жизненном опыте пришёл к полному пониманию того, что всё живое действительно взаимосвязано, взаимозависимо и взаимодействует друг с другом. Достигнув столь многого в своей подготовке и развитии, ученик фактически полностью реконструировал свой остров тональ и в процессе этого также существенно привел в порядок свое отношение к окружающему миру. Эта реконструкция и наведение порядка означают, что теперь ученик обладает тем, что с полным основанием можно назвать надлежащим тоналем. На этом можно закончить изложение того, что вписывается в логические концепции.
Составлено по 1 и 2 тому работ Теуна Мареза