Я ещё жив, так что имею что рассказать
В этот раз речь пойдёт о франшизе Fate/Stay night (Судьба/Ночь Схватки).
Где-то в 2004 году в свет вышла визуальная новелла с таким названием. Новелла была создана по стандартному японскому шаблону эротических новелл, когда персонаж "дружит" с различными девушками по ходу пьесы, а игрок теми или иными действиями (выборами реплик, как правило), выходит на один из вариантов развития сюжета, напрямую связанный с одной из кандидаток. Таких произведений современной культуры вообще есть уйма, и особым изыском они обычно не блещут, не говоря уже о какой-то ценности художественной или когнитивной. Однако, данная серия оказалась несколько своеобразной. Помимо эротических сцен, сюжет затрагивал несколько необычные плоскости и настроения.
Сюжет вертелся вокруг ритуала волшебников, известного как Война за Святой Грааль. Семь волшебников призывают семь героических духов, - реально существовавших в прошлом героев человечества, - чтобы те сразились "каждый сам за себя" по определенным турнирным правилам, а победитель преподнес своему мастеру-волшебнику условно бесконечный источник энергии - Святой Грааль. На деле все это оказывается обманом. Героических духов обманывает Грааль (являющейся рукотворным творением трёх основных родов Японии), заманивая для призыва возможностью исполнить то, что они не смогли при жизни, а мастеров обманывают три великие семьи волшебников ("по нашему" - колдунов), чтобы те служили пушечным мясом. Истинная же подоплека ритуала заключается в том, что призванные семь героических духов рассматриваются как источники энергии, которой и нужно наполнить сосуд - Грааль. Правила турнира, сражения за достижение превосходства, выбор участвовать или нет - всё это не имеет отношения к сути ритуала. После наполнения Грааля одна из трех главных семей получит над ним контроль и давать шанс сторонним мастерам они не намеревались с самого начала. И уж тем более не намеревались тратить энергию на исполнение желания "инструмента" ими призванного - героического духа человека из прошлого.
Спустя какое-то время эта новелла превратилась во франшизу, и по ней стали выпускать анимацию. Степень эротики резко поубавили (по мнению фанатов соответствующие сцены были ужасны, так что плакать никто особо не стал), а акцентов на понятии героизма и вообще этого эффекта, когда человек снова возвращается к жизни, понимая, что реально его жизнь уже окончена и все ошибки уже совершены - прибавилось. Первый блин всегда комом, так что качество первых попыток было аховым. Но франшиза не сдавалась, и смогла выпустить как минимум две достойных "экранизации":
Zero "Судьба. Начало" - приквел того, что было до событий новеллы во время предыдущей воны
UBW "Судьба/Ночь схватки - Клинков бесконечный край" - экранизация одной из веток новеллы.
В них можно увидеть обыгранными такие парадоксы как попытка героического духа убить себя в прошлом, чтобы избежать своего становления как героя (парадокс только для линейного мышления, впрочем), искажение понятия героизма теми, кто воспринимает подвиг, может ли роль героя выполнять чудовище, если в это чудовище сконцентрировались все негативные качества людей его эпохи и за счет этого люди смогли отделить их от себя? И прочие любопытные вещи. Ту же работы со словами, когда одного из персонажей спрашивают о его мотиве участия в войне, и он отвечает другому себе из прошлого "ради собственного удовольствия", но тот не воспринимает эту фразу так, как диктует контекст ситуации, а истинно спрашивает, получая объяснение, которое никак не вяжется с бытовым понятием фразы "ради собственного удовольствия".
В общем, довольно любопытная вещь, однако, стоит понимать, что современные произведения, как правило, это не "концентрат", а очень разбавленный продукт. И в большинстве сцен можно увидеть скорее что-то вроде этого:
https://www.youtube.com/watch?v=8W7x_-mMOtU
, что имеет мало отношения к осознанности, а скорее демонстрирует, что будет, если духи будут выяснять отношения
Но, не устану повторять, тут та же штука, что и с Персоной: на полотне, составленном из типовых штампов, выткано некое интегральное ощущение, которое гораздо глубже влияет на когнитинвую функцию человека, чем отдельные элементы этой системы, рассмотренные просто "как есть".
При условии особой внимательности как к мелким деталям, так и крупным архетипам-векторам. Стоит ли тратить в таком случае на подобные вещи время? Ответ очень индивидуальный. Если вы можете профессионально входить в цвет, то вряд ли... а простым смертным, если они используют произведение с одной стороны как зеркало, с другой как архетип - может быть полезно (вру, полезно, не более чем всё, что угодно другое в нашей жизни)
P.S.
А вообще, рассказывание историй - одна из малых магий человечества...
https://www.youtube.com/watch?v=HxaND2UdVDE