В конце концов, с чего ты взял (а именно это у тебя подразумевается), что например твои реакции на происходящее какие-то неправильные, а есть некие "правильные"?
Рассмотрим пример Линды из книги. Откуда ей известно, что её автоматические реакции не правильны в контексте её жизни?
К тому времени Линда добилась выдающегося успеха
в своей жизни, но хотя ее очень уважали и мужчины,
и женщины, сама она не могла поверить, что получала то
признание, которого, как она чувствовала, действитель-
но заслуживала. В результате Линда стала чувствовать
себя еще более несправедливо обиженной, и ее острый
язык становился все более острым, пока она, наконец,
не поняла, что если не изменит что-то в самой себе, то
вскоре останется совсем без друзей. Только после этого
Линда стала готова всерьез задуматься о своей жизни
в целом и переоценить все в безжалостном, но честном
свете трезвости.
Очень просто, она ощутила, что её действия приводят её не к тому результату, который бы она хотела, но при всём этом, она не видит, почему она продолжает повторять эти действия снова и снова, причиняя своей жизни вред. Для того, чтобы понять эту причину, она начала рикапинг в результате которого осознала, что бессознательно ею был сделан выбор мстить отцу и брату согласно своей детской и узкой картине мира, которая с тех пор расширилась, но не избавила её от подсознательных знаний.
Однако самым ошеломляющим результатом ее ри-
капинга стало осознание того, что даже если она чув-
ствовала себя несправедливо обиженной жертвой,
то именно она сама, и никто другой, сделала из себя
жертву.
Для того, чтобы разрушить привычку так действовать, когда уже видны причины и следствия формирования такой привычки, она пользуется не-деланием. Для того, чтобы применить технику не-делания, ей недостаточно внешне вести себя так, будто она на НЕ бросает вызовы мужчинам, ей нужно сделать выбор почувствовать себя так, как будто она НЕ бросает такой вызов.
Теперь, обладая новыми зна-
ниями и применяя технику не-делания, Линда может
использовать свои чувства в позитивном смысле, чтобы
следовать за своей мечтой, взращивая ее.
Но тут есть очень тонкий нюанс, который Теун назвал потребность быть бдительным к своим чувствам. Другими словами, если Линда слепо переключит свой способ чувствовать с негативного на позитивный, то не добьется ничего подлинного, так как теперь она будет доверять мужчине просто на основании желания сделать по-другому. Но Теун не советует так поступать, ведь выбор должен быть основан на следовании своим чувствам, то есть на некой объективное обратной связи от мира, а не на действии внутри собственного виртуального мира (действии "наоборот" просто потому что таков её идеал теперь).
Прежде Линда привычно
реагировала, почти полностью основывая свои действия
на логических представлениях, почерпнутых из своего
взгляда на мир, частью которого была ее вера в то, что
нельзя доверять ни одному мужчине. Теперь она должна
научиться доверять своему сердцу, или своим чувствам,
в любой ситуации.
Учась слушать свое сердце, Линда должна исполь-
зовать всю обретенную ею трезвость, поскольку тог-
да она сможет быть бдительной и замечать даже самое
крошечное указание на то, что, возможно, что-то не со-
всем верно. Это весьма отличается от подозрительно-
сти, хотя на первый взгляд может показаться похожим.
Подозрительность основывается на предубеждениях,
тогда как потребность быть бдительным возникает из
знания того, что внешность обманчива. Кроме того, по-
дозрительность — это часть нашего взгляда на мир, тог-
да как трезвость, напротив, побуждает нас избавиться
от своего взгляда на мир, чтобы мы могли оценивать без
предубеждений любую ситуацию в своей жизни.
Если же она сменит одну автоматическую реакцию на противоположную, то вполне вероятно попадёт в ситуацию, когда её прошлый взгляд на мир "окажется прав":
Тем не менее, ее доверие к течению жизни не может быть
основано на слепой вере; так как если Линда будет дей-
ствовать, опираясь на слепую веру, то она очень скоро
убедится в том, что в мире действительно есть люди,
которым нельзя доверять.
Но вот этот момент ещё более сложен, чем сама концепция выбора, что чувствовать. Линда должна выбрать почувствовать себя по-другому, но не может слепо сделать выбор. Не просто уложить у себя в голове, как это должно сработать в контексте собственной жизни.
Тут "слушать своё сердце" выступает "третей силой" между "да" и "нет" в вопросе "можно ли доверять мужчинам". А не "нет" просто сменяется на "да", разве не так? Вот это мне и наименее понятно, потому что по моему опыту, когда человек находится в подобной ситуации, лучший выбор, что его энергетика может себе позволить по цене и успеет сделать, это просто совершить переключение чувств с отрицательной оценки на положительную (сделать выбор видеть в поведении близкого человека не агрессию, а отражение собственной неуверенности и беззащитности, например).
Неправильный вариант замены программы:
"Нельзя доверять всем мужчинам" -> "Можно доверять всем мужчинам"
Правильный вариант замены программы: "Нельзя доверять всем мужчинам" -> "Возможно, что есть мужчины, которым можно доверять" -> "Слушать своё сердце относительно конкретного мужчины" -> "Сделать выбор доверять тому мужчине, относительно которого сердце не чувствует подвоха".
То есть Теун предлагает почувствовать ответ, а не просто заменить его на противоположный. Можно ли сказать, что это выбор делать чувствование вместо того, чтобы воспроизводить конкретное чувство из прошлого? Но это слишком сложно в ситуации серьёзной интенсивности. Ведь если бы люди могли чувствовать ответ, они бы не попадались в ловушку своего восприятия. Я бы на месте Линды офигел от сложности поставленной задачи, так как её даже просто осознать ПРАВИЛЬНО, как мы сейчас видим, - штука не простая.